
Course summary
Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию. Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено тремя основными факторами, определяющими различие взрослого и детского организма, а именно ростом, развитием и активным процессом формирования всех органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела детей вызывают необходимость особенно тщательного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других компонентов организации питания. Любые нарушения режима и качества питания (беспорядочное, избыточное или недостаточное питание, неправильное использование отдельных продуктов и др.) приводят ко многим серьезным заболеваниям (анемии, болезням органов пищеварения, эндокринным заболеваниям, болезням сердечно-сосудистой системы, хроническим расстройства питания и нарушениям обмена веществ, рахиту, гиповитаминозам). В онлайн-курсе рассматриваются концептуальные вопросы организации детского питания в общественных и образовательных учреждениях с опорой на актуальные нормативные документы. Материалы курса посвящены вопросам формирования культуры питания и развитию с детства навыков сбалансированного питания, что является основой здоровья человека. В курс вошли лекции, посвящённые особенностям организации горячего питания детей во время пребывания в школе, а также контролю питания детей с хроническими заболеваниями.
Course format
Курс содержит:
– видеолекции, раскрывающие содержание изучаемой темы;
– конспекты лекционного материала в текстовом формате.
Каждую тему завершают задания в тестовом формате. Итоговая проверка знаний осуществляется в форме теста.
Requirements
Для изучения данного курса необходимо высшее медицинское образование с получением квалификации врач, среднее медицинское образование, высшее педагогическое образование, образование по технологи общественного питания.
Course contents
Раздел 1. Принципы здорового питания детей школьного возраста.
Тема 1.1. Рациональное питание как основа здоровья детей и подростков. Пищевой статус.
Тема 1.2. Характеристика потребностей растущего организма в макро- и микронутриентах.
Раздел 2. Современные принципы организации школьного питания.
Тема 2.1. Нормативные документы, регламентирующие организацию питания детей в школах.
Тема 2.2. Принципы организации школьного питания.
Тема 2.3. Требования к организации работы пищеблоков образовательных организаций.
Тема 2.4. Особенности питания школьников в домашних условиях.
Раздел 3. Особенности организации питания детей с хроническими заболеваниями.
Тема 3.1. Современные аспекты организации питания детей с аллергическими проявлениями и заболеваниями органов пищеварения.
Тема 3.2. Требования к организации питания детей с заболеваниями эндокринной системы на современном этапе.
Тема 3.3. Требования к организации питания детей с заболеваниями системы кроветворения на современном этапе.
Competences
ПК-1 готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование у школьников современных принципов рационального питания (Код ТФ профстандарта А /03.6)
ПК-1 готовность к обеспечению и контролю качества рационального лечебного питания с учетом современных тенденций (Код ТФ профстандарта D/ 6.1)
ПК-1 готовность к выполнению технологических операций производства продукции общественного питания, массового изготовления и специализированных пищевых продуктов в соответствии с технологическими инструкциями (Код ТФ профстандарта А /02.4)
Directions
Курс предназначен для обучения врачей-педиатров дошкольно-школьных отделений и педагогов, осуществляющих организацию питания в детских общественных и образовательных учреждениях, а также для технологов общественного питания и диетсестер.
Course teachers
Лариса Александровна Балыкова
член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
Наталья Николаевна Чернова
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии с курсом гигиены ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва"
Оксана Павловна Балыкова
кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии с курсом гигиены ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва"
Людмила Викторовна Ледяйкина
доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва"
Людмила Ивановна Китаева
старший преподаватель кафедры нормальной и патологической физиологии с курсом гигиены ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва"
Елена Семеновна Самошкина
кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
Екатерина Ивановна Ямашкина
кандидат медицинских наук, доцент кафедры
диетологии, эндокринологии, гигиены с курсом
неонатологии ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва"
Анна Валерьевна Краснопольская
ассистент кафедры педиатрии ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва"
Марина Валентиновна Есина
кандидат медицинских наук, доцент кафедры
диетологии, эндокринологии, гигиены с курсом
неонатологии "МГУ им. Н.П. Огарёва"
Вероника Сергеевна Верещагина
кандидат медицинских наук, доцент кафедры
педиатрии ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва"
Татьяна Васильевна Клюкина
педагогический сценарий и режиссура онлайн-курса, кандидат культурологии, директор Центра развития дистанционного образования ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва"
Анна Владимировна Климова
Монтаж видеолекций
Евгений Сергеевич Саулин
Монтаж видеолекций
Ирина Васильевна Цыпкайкина
Монтаж видеолекций
Андрей Александрович Коршунов
Монтаж видеолекций